Прием мексиканских архитекторов

Анализ разобранных нами сооружений дает возможность говорить еще об одном интересном приеме мексиканских архитекторов. Это создание стенных плоскостей такой формы, которая позволяет усилить эффект монументальных панно и делает органичным включение живописи в архитектуру здания.
Так, вытянутый торец здания ректората как нельзя лучше соответствует композиции панно Сикейроса; асимметричность стены библиотеки факультета точных наук подчеркивает движение фигур в сцепе «Возвращение в Кецалкоатл». Остроумным изобретением являются также дугообразная форма стены аудиторного корпуса факультета и граненая выпуклая стена здания медицинской школы. При помощи этого приема значительно усиливается пластичность изображений, они становятся еще более выразительными.
Во всех трех рассмотренных здесь зданиях (ректорат, факультет точных наук и медицинская школа) синтез архитектуры и изобразительного искусства осуществлен на основе одного принципа. Иной путь избрали архитекторы Хуан ОТорман, Мартинес де Веласко и Густав Саавед-ра авторы здания общеуниверситетской библиотеки.

Как и другие постройки университетского городка, библиотека представляет собой сочетание простых прямоугольных объемов. В трех этажах цокольной части здания размещены читальные залы, каталоги и различные служебные помещения. Застекленный вестибюль соединяет их с девятиэтажной башней книгохранилища, глухие стены которого покрыты разноцветным мозаичным ковром. Автор декоративного убранства этого здания Хуан ОТорман. Он принадлежит к тому поколению мексиканских архитекторов и художников, которые под влиянием работ Риверы, Ороско и Сикейроса в 40-е годы выдвинули тезис «врастание пластических искусств». По-разному представляли они осуществление этой идеи. Подобно Сикейросу, ОТорман считает, что художественный декор не только обогащает пластическую выразительность здания, но и играет важную роль в раскрытии его идейно-образного содержания. Тема мозаик библиотеки история Мексики, начиная от древнего индейского мира и кончая сегодняшним днем, история богатой духовной культуры страны, чьи замечательные памятники бережно хранятся в стенах этого здания. Возможно также, что ОТорман рассматривал свои композиции как развитие главной темы фресок и мозаик ансамбля: раскрытие большого общественного значения университета как центра настоящей и будущей культуры страны, культуры, основанной на лучших традициях прошлого.

Как в своих высказываниях, так и в практической деятельности он защищает идею создания национального искусства. По его мнению, «пластические искусства должны выражать то, что свойственно подсознанию народа» И именно поэтому он придает такое большое значение восстановлению и развитию характерного для древнего искусства страны единства архитектуры и изобразительного искусства.

Один из самых талантливых и любимых учеников Диего Риверы ОТорман пошел по его пути при осуществлении этой задачи. Фасады башни библиотеки покрыты сплошным мозаичным рисунком. В целом здание библиотеки большая удача мастера. Он сумел добиться единства архитектурных форм и художественных композиций, подчеркнув при помощи последних различную тектоническую роль объемов здания. Лаконичные, суровые, выполненные из натурального камня горельефы соответствуют значению нижних этажей в качестве базы вертикального объема. И по контрасту с ними более сложные многоцветные мозаики с их плоскостной трактовкой изображений, напоминающие плавным взаимосвязанным рисунком ковер, зрительно облегчают тяжесть глухих стен девятиэтажной башни.
Удача ОТормана объясняется и тем, что он сумел подобрать радостную колористическую гамму 2, перекликающуюся и вместе с тем контрастирующую с цветом окружающих построек. Гладкие светлые стены цокольного этажа хорошо оттеняют многоцветность мозаик. Их декоративный эффект усиливается также благодаря устройству небольшого бассейна, отделяющего библиотеку от филологического факультета. Освещенное ярким южным солнцем, окруженное причудливой растительностью здание библиотеки производит исключительно сильное впечатление. Это впечатление во многом зависит и от контрастного сопоставления произведения ОТормана с окружающими постройками, с их легкими, лишенными каких-либо украшений фасадами (например, корпус гуманитарных институтов и школ).

Комментарии 4

  • Круто. Сколько сил и идей положено в постройку университета! А теперь это национальное достояние! Очень доступно написано и интересно.

  • Хорошая статья

  • Мексиканские приемы в архитектуре действительно очень интересные. Они славятся своими, необычайной красоты, панно. У меня есть целый сборник таких национальных приемов разных стран. Это очень интересно, особенно тем, чья специальность связанна с архитектурой и строительством. Заказывал тут https://www.designbook.com.ua.

  • Мне очень нравится читать такие статьи, особенно если много картинок красивых зданий

Добавить комментарий для Лариса Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *